Программа
Первое отделение
1.
Разминка
«Только о силах».
2.
Конкурс
«Внимание: невесомость!»
3.
Конкурс
«Действие и противодействие».
4.
Проверка
домашнего задания одной из команд — «Интервью с бароном Мюнхаузеном».
Второе отделение
5.
Проверка
домашнего задания другой команды — «Школьная пресс-конференция».
6.
Конкурс
«Взаимодействия на дорогах планеты».
7.
Конкурс
«Танцы и законы физики».
8.
Конкурс
«Поездка в автобусе».
9.
Конкурс
капитанов «Полет к Луне».
Тому,
кого заинтересует тема этого вечера, мы предлагаем заранее приготовить
рисунки.
Для конкурса
«Внимание: невесомость!» надо нарисовать на одном большом листе бумаги друг под
другом следующие тела: перьевую авторучку, барометр-анероид, космонавта,
плывущего в кабине космического корабля при его свободном полете, пружинный
динамометр, весы, а на другом — изобразить другую серию рисунков и так же в
столбик один под другим. Это может быть сосуд с водой, на поверхности которой
плавает тело; чайник, наклоненный так, что из его носика вытекает вода;
сообщающиеся сосуды с однородной жидкостью, установившейся на одном уровне. Вверху
второго листа крупными буквами можно сделать надпись: «Возможны ли в состоянии
невесомости такие ситуации?»
Для
разминки каждая команда заранее готовит своим соперникам сюжетный рисунок,
например эпизод из жизни, где фигурирует динамометр, измеряющий силу
упругости. Конкретное значение этой силы на этом рисунке не указано. На
рисунке необходимо написать некоторые данные, которые «соперникам» позволят
ответить на вопрос: что покажет в этой ситуации динамометр? Готовя разминку,
ученики подбирают еще два вопроса (по одному от каждой команды) о проявлении
сил в природе.
Для
экспериментального задания разминки нужно заранее подобрать несложное
оборудование, чтобы «соперники» могли на опыте проверить правильность своего
ответа на задаваемый вопрос.
Для
конкурса «Танцы и законы физики» соревнующиеся команды пишут тексты докладов на
тему «Механическая теория танца», посвященные описанию нескольких танцевальных
фигур, подбирают музыкальное сопровождение. Балетмейстеры готовят танцоров для
иллюстрации доклада. Разумеется, это задание надо выполнить остроумно и
весело. Популярный шуточный доклад известного советского физика Я. И. Френкеля
«Квантовая теория танца» может послужить поводом для этого конкурса. Как пример
любопытной задачи П. В. Маковецкий в книге «Смотри в корень» описывает
некоторые фигуры космического вальса, объединяя язык физики и танца. В книге
Э. Роджерса «Физика для любознательных» можно найти описание венского вальса.
Рекомендуя
учащимся эту литературу, учитель предупреждает их, что наибольший интерес
представляет не повторение текстов, а веселое творчество самих учеников.
Ответственные за подготовку этого конкурса должны найти проявление законов
динамики в танцах, анализируя танец как пример механического движения.
Рассмотрим
подробнее содержание и проведение на вечере отобранных конкурсов. Эти
материалы помогут учителям физики направить выдумку и творчество учащихся в
определенное русло.
1. Разминка «Только о
силах»
«Только
о силах» — название этого конкурса, девиз разминки и руководство к подбору
вопросов.
Чтобы
конкурс прошел более живо, интересно, ведущий в своем вступительном слове
сначала рассказывает о часто встречающихся в обыденной речи разнообразных
смысловых значениях слова сила, затем напоминает присутствующим, каково содержание
данного физического понятия. Ниже приводим примерный текст такой беседы.
Ведущий.
Слово сила в обыденной речи имеет много значений и допускает множество
толкований. Например, об участниках данного вечера можно сказать: «Все
принялись за работу со свежими силами»; «Будут сражаться изо всех сил»;
«Победит в соревновании сильнейший». Можно говорить о «силе привычки», о
«политике с позиции силы», о «творческих силах народа», о «соотношении
классовых сил». О слабом человеке говорят, что у него силенок не хватило
выполнить предложенную работу. О сильном человеке говорят: «Ну и силища!»,
выражая восхищение обладанием большой физической силой. Даже нечистая сила
существует в народных преданиях.
Присутствующие
могут принести своей команде дополнительные очки, если дадут определение
физического понятия сила и приведут примеры различных сил, встречающихся в
природе, систематизируя их по трем видам: сила упругости, сила трения и сила
тяготения.
Затем
присутствующие заслушивают ответы. Правильный ответ жюри оценивает одним
баллом. Далее начинается разминка команд.
Ниже
приведем вопросы, которые можно выбрать для разминки соревнующимся командам.
Вопросы первой команды
1.
С
самолета на парашюте сброшен груз массой 16 кг, который прикреплен к стропам через
динамометр. (Демонстрируют рисунок 6.) Парашют с грузом достигает скорости
установившегося движения и далее опускается равномерно. Как менялись показания
динамометра при падении груза?
2.
Под
действием, каких сил Земля вращается вокруг Солнца и почему она «не падает» на
него?
3.
Как
нужно потянуть за конец нитки, намотанной на катушку, чтобы катушка: а)
удалялась от экспериментатора; б) приближалась к нему? Ответ обосновать
рассмотрением сил и подтвердить его опытом.
Вопросы второй команды
1.
Что
показывает динамометр в ситуации, изображенной на рисунке, если стержень имеет
массу 5 кг?
(Демонстрируют рисунок 7.)
2.
Почему
человек может бежать по тонкому льду и не может стоять на нем не проваливаясь?
3.
Можно
ли поставить на край стола плоскую коробку от конфет так, чтобы ее большая
часть свешивалась над полом? Осуществите свое предложение, используя предметы,
выставленные на демонстрационном столе, но чтобы они были не видны зрителям.
m =5 кг
В
ответе на третий вопрос второй команды можно использовать плоскую коробку
из-под шоколадных конфет и грузы разного размера.
За
каждый правильный и полный ответ начисляется один балл.
2. Конкурс «Внимание:
невесомость!»
Цель
этого конкурса — выявить знания учеников о странном на первый взгляд физическом
явлении: когда исчезает вес тела; рассмотреть, выполняются или нет в этой ситуации,
изученные на уроках физические закономерности.
Учитель.
Невесомость — удивительное состояние. Удивление вызывает тот факт, что при
наличии сил тяготения исчезает вес тела. Физики по этому поводу шутят: «В
условиях невесомости все выглядит так же, как в условиях весомости, за исключением
отсутствия веса, в связи с чем при невесомости все выглядит не так, как в
условиях весомости.
(Помощники
выносят стенд, на котором посередине прикреплен лист бумаги с первой серией
рисунков. Приглашаются два участника (по одному от каждой команды). Они должны
ответить на вопросы, которые поочередно зачитывает ведущий, свои ответы в виде
да или нет написать рядом с рисунками на стенде: один — слева, другой —
справа.)
Ведущий.
В невесомости, при свободном полете космического корабля, т. е. в полете с
выключенными двигателями:
1.
Пишет
ли перьевая ручка?
2.
Космонавт,
перемещаясь по кабине космического корабля, сделал неосторожное движение и
стукнулся о предмет. Испытывает ли он боль?
3.
Можно
ли измерить давление воздуха в кабине космического корабля
барометром-анероидом?
4.
Можно
ли измерить вес тела при помощи пружинных весов?
5.
Можно
ли измерить массу тела при помощи рычажных весов?
Когда
запись закончена и жюри оценило ответы, на сцену выносят еще один переносной
стенд, на котором посередине укреплен большой лист бумаги с другой серией
рисунков.
К
стенду вызываются другие члены команд (по три от каждой команды). Они должны,
так же как и их товарищи, справа и слева от рисунков дать свои лаконичные
ответы да или нет.
Задания
и тип ответов аналогичны предыдущим. Учитель только уточняет вопросы:
В условиях невесомости.
6.
Плавает
ли пробка на поверхности воды?
7.
Вытекает
ли вода из носика чайника, если его наклонить?
8.
Справедлив
ли закон сообщающихся сосудов?
После
этого ведущий предлагает всем участникам данного конкурса обосновать свои
ответы с точки зрения физики. Оценивают этот конкурс, давая один балл за
каждый верный ответ и один балл за каждое правильное объяснение.
3. Конкурс «Действие и
противодействие»
(игра на перетягивание
каната)
Хорошо
известно, что не всегда достаточно легко определить силы, возникающие в
результате их взаимодействия. Могут возникнуть и забавные ситуации, например
лошадь, запряженная в телегу. По законам физики на телегу и на лошадь действуют
одинаковые по величине, но противоположно направленные силы. А почему же
все-таки лошадь везет телегу? И ответ, что эти силы приложены к разным телам,
не является убедительным.
Если
этот пример учитель рассматривал на уроке, то на вечере следует предложить
учащимся дать физическое обоснование игре на перетягивание каната. Цель этого
конкурса — еще раз показать учащимся, как понимать третий закон Ньютона.
Чтобы
игра на перетягивание каната имела познавательное значение, учитель в своем
вступительном слове должен сначала напомнить присутствующим формулировку
третьего закона Ньютона, а затем предложить командам ответить на следующий вопрос:
если по законам физики на обе команды со стороны каната действуют одинаковые
по модулю силы, которые направлены в противоположные стороны, то команды тоже
действуют на канат с одинаковыми по модулю и противоположными по направлению
силами. Почему же все-таки одна из команд перетягивает канат и выигрывает?
Затем
проводится состязание на перетягивание каната. Жюри оценивает конкурс двумя
баллами: один — за полный и правильный ответ, другой — за победу в ловкости и
силе.
4. Интервью с бароном
Мюнхаузеном
- Уважаемый
барон! Наш первый вопрос касается Вашего рассказа «За волосы». Действительно ли
утверждение о том, что человек способен сам себя поднять за волосы, следует
считать Вашим главным физическим открытием?
Барон.
Полагаю, что нет. Умение поднимать себя за волосы и - это не самое главное,
совсем не физическое и, собственно, не открытие.
- Вы, по своему обыкновению, шутите?
Барон. Нисколько.
- Чтобы
ввести в курс дела присутствующих, не расскажите ли Вы еще раз, как это
случилось?
Барон. С превеликим удовольствием.
Это
было во время войны с турками. Вообще, во время войны со мною было много
приключений. Однажды, спасаясь от турок, попробовал я перепрыгнуть болото
верхом на коне. Но конь не допрыгнул до берега, и мы с разбегу шлепнулись в
жидкую грязь. Нужно было выбирать одно из двух: погибнуть или как-то спастись.
Как вы думаете, что я выбрал?
- Что же Вы выбрали?
Барон.
Угадайте! Я решил спастись. Но как? Ни веревки, ни шеста — ничего под рукой не
было. Но голова-то у нас всегда под рукой. Голова у меня мыслящая. Я рванул
себя за волосы и таким образом вытащил из болота вместе с конем, которого сжал
обеими ногами, как щипцами.
- Разве может себя человек поднять за
волосы?
Барон. Мыслящий человек просто обязан
время от времени это проделывать. Но позвольте у Вас спросить: почему вы называете
это физическим открытием?
- Прежде всего потому, что это
противоречит известным физическим законам. И потом — никто, кроме Вас, этого
никогда не проделывал.
Барон. Вы не правы. Умеете ездить на
велосипеде?
- Не велогонщик — просто любитель
велосипедных прогулок.
Барон.
Тогда Вам приходилось въезжать с проезжей части дороги на тротуар. Это, как Вы
помните, делается так. когда переднее колесо подходит к кромке тротуара,
велосипедист подтягивает руль к себе. При этом передняя часть велосипеда приподнимается
и велосипедист без толчка въезжает на тротуар. Разве это не напоминает Вам мои
способности поднимать себя за волосы?
- Теперь
я понял, почему в самом начале нашей беседы Вы уверяли, что способность
поднимать себя за волосы не следует называть новым физическим открытием.
Барон. Правильно, это выполняет всякий
велосипедист, въезжающий с проезжей части дороги на тротуар.
- Просим присутствующих принять участие в
нашей беседе и объяснить, почему барон не мог сам себя вытащить из болота, а
каждый велосипедист, подтягивая к себе руль, приподнимает не только себя, но и
свой велосипед.
|